GTA Criminal Russia (URM CR - ОБЪЕДИНЕННЫЙ РУССКИЙ МОД) - глобальная модификация для GTA San Andreas, разработка которой началась ещё в далеком 2004 году. Проект за много лет своего существования подвергся сотням изменений и тысячам критичных оценок. Несмотря на всё это, спустя целых 12 лет проект, а вернее его мультиплеер, набирает всё большую и большую популярность.
Как ни странно, нынешнюю популярность проекту GTA CR принесла не сама игра, а мультиплеер к ней. Именно CR-MP является ключевой ассоциацией, связанной с любыми словами о GTA Criminal Russia. Первая версия мультиплеера была опубликована в 2010 году. На тот момент она имела относительно небольшую популярность, но при этом её активно дорабатывали и улучшали.
Со временем в свет выходит версия 0.3b, после чего разработка доходит до создания клиента CR-MP Rev. G (SA-MP 0.3e). На этом положительном моменте и заканчивается история развития отечественного мультиплеера для GTA CR. Как известно всем игрокам CR-MP, на данный момент мультиплеер базируется на версии "0.3е", а это, в свою очередь, значительно ограничивает функционал и возможности для развития серверов, в сравнении с новыми версиями 0.3.7 для SA-MP.
Несмотря на все проблемы, недоработки и баги непосредственно самой игры, мультиплеер активно развивается и популяризируется за счёт проектов-монополистов, которые успешно продвигают CR-MP ради собственного заработка. Именно на таких капиталистических начала крупных игровых серверов и открылось второе дыхание мультиплеера. На данный момент практически все проекты заинтересованы в прибыли, а это порождает не хилую конкуренцию. Сервера активно развиваются и каждый пытается придумать что-то новое, чем-то удивить своих игроков. Это способствует столкновению амбициозных разработчиков и их уникальных идей с функциональными ограничениями и недостатками версии "0.3е".
Из этого следует, что для развития собственного проекта и всего CR-MP в целом необходимо сломать эту самую стену ограниченности. Таким образом, в данный момент времени мы можем наблюдать как минимум за четырьмя начинаниями в разработке CR-MP 0.3.7, а вернее в адаптации данной версии SA-MP под CR-MP. При этом, уникально то, что "0.3.7" адаптируют не только крупные проекты, но и энтузиасты-разработчики, об одном из которых писала редакция LIVE CRMP.
Благодаря крупным проектам, CR-MP за последние два года смог приобрести огромную популярность, нежели он смог набрать её со дня разработки первой версии мультиплеера. Сейчас, зайдя во вкладку "Internet", вы сможете увидеть целых два проекта, которые имеют по 4-6 полностью забитых серверов. Многие проекты, имеющие по одному серверу, ежедневно с лёгкостью преодолевают отметку в 100 игроков. Напомню, что раньше такое себе никто не мог даже представить. Максимальный общий онлайн CR-MP давно перевалил за отметку в 6.000 игроков и он продолжает активно расти.